Приветствую всех начинающих и действующих веб-райтеров!
Существуют десятки профессий, связанных с написанием различных видов текстов. В этом списке есть и специальности, предполагающие удаленный формат занятости. Это касается и веб-райтинга – направления, о котором и пойдет речь в статье.
Поэтому если вас интересует работа в интернете, вы умеете анализировать большие объемы информации и создавать качественный текстовый контент, а также обладаете внимательностью и усидчивостью, то читайте дальше.
Сегодня мы разберем, кто такой веб-райтер, что он делает, чем отличается от копирайтера и рерайтера, какими навыками и личными качествами обладает, сколько зарабатывает и как им стать.
Особенности профессии
Веб-райтинг – это создание текстового контента, который станет основой для наполнения различных сайтов. И, соответственно, веб-райтер – это специалист, занимающийся написанием текстов, которые затем размещаются в интернете.
Простыми словами, весь текстовый материал, который пользователи видят в сети, является результатом работы веб-райтера. Он может писать:
- информационные статьи;
- новости;
- описания товаров для интернет-магазинов;
- аналитические статьи;
- посты для социальных сетей;
- рецензии;
- статьи-обзоры;
- описания под видеороликами;
- и многое другое.
Создаваемые работы должны соответствовать тематике площадки и, что самое главное, полностью отвечать требованиям заказчика. И, разумеется, по умолчанию показатель уникальности текстов должен быть высокий. Каждый заказчик сам устанавливает эту планку, однако чаще всего специалисты доводят уникальность до 90–95%.
Чтобы создать качественный текст, веб-райтеры обрабатывают большие объемы информации, которую находят в интернете. Задача специалистов – максимально раскрыть тему и добавить больше фактов и полезных сведений, а вот “воды” должно быть по минимуму.
Все нужные сведения для написания контента веб-райтер может брать из интернета. Для этого ему приходится много читать и анализировать, чтобы его работа получилась не просто результатом переписывания чужих трудов, а действительно полезным материалом.
Поэтому важно, чтобы специалист разбирался в теме, на которую он пишет. Так у него уйдет меньше времени на знакомство с вопросом, да и качество будет выше.
Кроме этого, нередко от веб-райтера требуется умение создавать SEO-тексты, чтобы благодаря его статьям сайты попадали на первые строчки в поисковой выдаче. Проще говоря, СЕО – это комплекс различных мероприятий, направленных на продвижение веб-площадок. В этот перечень действий попадает и написание СЕО-текстов.
Веб-райтер добавляет в свои статьи специальные ключевые слова, с помощью которых люди ищут информацию в интернете. Человек вводит запрос в поисковике и получает ответ в виде поисковой выдачи, в которой находится список сайтов с подходящими пользователю данными.
И веб-райтер, создающий SEO-тексты, в идеале должен добиться того, чтобы его работы попали в топ-3 поисковой выдачи. Но если попасть на первые строчки не получилось, хорошим результатом будет считаться и нахождение в топ-10.
К СЕО также относятся показатели тошноты и воды. Тошнота – это параметр, показывающий количество повторяющихся слов и фраз в тексте. Если каждое второе слово будет одно и то же, то этот показатель начнет зашкаливать, поэтому, соответственно, так делать нельзя. Использовать одни и те же слова можно, но не стоит перебарщивать.
А вода – это количество слов и фраз, которые не имеют отношения к теме текста. Сюда относятся местоимения, вводные слова и вставные конструкции, эмоциональные прилагательные и все остальное, что утяжеляет текст и усложняет его восприятие.
Заказчики могут прописывать в техническом задании максимальные значения тошноты и воды, но не всегда. Поэтому обращайте на это внимание.
Плюс иногда заказчики просят веб-райтеров подобрать изображения к текстам. Это необязательное условие, но порой оно все же встречается в требованиях.
Задачи и функции веб-райтера
Главной обязанностью веб-райтеров является создание текстового контента, который станет частью сайтов заказчиков. Если же говорить подробнее, чем занимается специалист, то он выполняет следующие задачи:
- Наполняет сайты работодателей контентом.
- Собирает информацию, обрабатывает и анализирует ее.
- Строго следует техническому заданию работодателя.
- Занимается СЕО-оптимизацией текстов для их продвижения в поисковых системах.
- Проводит исследования и анализ контента конкурентов для создания материала, который будет превосходить чужие тексты.
- В некоторых случаях корректирует уже размещенный текстовый контент и обновляет информацию.
- Контролирует качество текстов на сайте заказчика.
- Подбирает иллюстрации, дополняющие текст, при необходимости.
Также специалист может выполнять и другие дополнительные задачи работодателя.
Это что касается обязанностей веб-райтера в случае, когда он пишет статьи и другой материал на заказ. Но специалист также может создавать тексты, а затем выставлять их на продажу. В таких условиях он не следует ТЗ, сам решая, как и о чем ему писать.
Отличия от копирайтера и рерайтера
Понятие “веб-райтинг” значительно моложе, чем термины “копирайтинг” и “рерайтинг”. Изначально под копирайтером подразумевался автор, который создавал различные продающие тексты:
- слоганы;
- коммерческие предложения;
- тексты для буклетов;
- сценарии для рекламных роликов;
- имиджевые тексты;
- и т. д.
Однако границы со временем размылись, и сейчас большинство пользователей считает копирайтера универсальным автором, который пишет любые тексты для интернета и рекламы. С чем-то соглашусь, а с чем-то нет.
Копирайтер действительно является профессионалом, способным создать статью любого типа, а также различные рекламные тексты: материалы для буклетов, слоганы, названия и т. д. Однако не каждая информационная статья является трудом копирайтера.
Например, если заказчику нужна оригинальная авторская работа на узкоспециализированную тему, например, о симптомах и лечении какой-либо болезни, то он обратится именно к копирайтеру. Ведь этот специалист является экспертом в какой-либо области, способным создать качественный материал, основой которого будут являться его знания и опыт.
Копирайтеру не нужно копаться в чужих статьях, чтобы их обработать и создать что-то новое. Он сам способен написать работу с нуля. Конечно, его знания могут немного устареть, поэтому копирайтеру разрешено почитать различные материалы, чтобы освежить информацию. Но чужие труды – это лишь незначительное дополнение к уже имеющемуся багажу знаний.
Поэтому, говоря про копирайтера, я подразумеваю специалиста, способного создавать рекламные, информационные и другие виды текстов на качественном профессиональном уровне.
Ситуация с рерайтером чуть проще. Он получает готовый текст, который переписывает своими словами, чтобы добиться технической уникальности. Т. е. специалист доводит текст до нужного значения уникальности, но по своей сути работа получается копией первоисточника. Никаких новых мыслей рерайтер не привносит.
Когда как веб-райтер пишет только информационные тексты, которые обязательно будут размещены в интернете. Он собирает в сети информацию, анализирует и обрабатывает ее, может добавить что-то от себя, если у него имеются знания по теме, а затем выдает новую уникальную работу.
Грубо говоря, специалист находится где-то между рерайтером и копирайтером. Ему необязательно быть экспертом, но понимать то, о чем он пишет, веб-райтер все же должен.
Требования к веб-райтеру
Может показаться, что веб-райтинг – это легко и просто. Да, это не самая тяжелая и труднодоступная деятельность, однако к специалистам этого направления все же предъявляется ряд требований. Таким образом веб-райтеры должны:
- Иметь богатый словарный запас.
- Уметь грамотно выражать свои мысли.
- Обладать навыками работы с большими объемами информации: уметь искать ее, обрабатывать, анализировать, систематизировать, отделять достоверные факты от ложных и т. д.
- Знать основы копирайтинга и рерайтинга.
- Уметь самостоятельно разрабатывать структуру текста.
- Разбираться в видах нежелательного контента и средствах борьбы с ним.
- Знать принципы и особенности работы поисковых систем и основы поисковой оптимизации.
- Уметь подбирать иллюстрации, соответствующие содержанию текста.
- Владеть навыками работы с текстовым редактором.
- Знать особенности и возможности социальных сетей.
- Уметь вести переговоры с заказчиками.
- Знать русский язык на высоком уровне.
- Уметь естественно вставлять ключевые слова.
- Обладать навыком быстрой печати.
- Уметь уникализировать текст и чистить его, добиваясь нужных показателей тошноты и воды.
Большое значение играют и личные качества:
- грамотность;
- пунктуальность;
- внимательность и скрупулезность;
- стрессоустойчивость;
- самоорганизованность;
- ответственность;
- усидчивость;
- широкий кругозор.
Что касается образования, то работодатели редко предъявляют к нему требования, только если им не нужен специалист узкого профиля.
Заработок, формат и место работы
Обычно свой профессиональный путь веб-райтеры начинают с бирж фриланса или копирайтинга, последние еще называются биржами контента. В качестве примера могу привести: Kwork, Workzilla, Etxt, Advego и Text.ru.
Другой вариант поиска работы – это размещение собственных объявлений и поиск чужих в специальных группах в социальных сетях и на каналах в мессенджерах. Большинство предложений можно встретить во ВКонтакте и Телеграме.
На агрегаторах вроде HeadHunter, Rabota.ru, SuperJob и т. д. вакансии для веб-райтеров встречаются редко. Только если подобных специалистов ищут в штат веб-студий или рекламных агентств. Но такой вариант является скорее исключением из правил. Все же подавляющее число веб-райтеров – фрилансеры. А это значит, что практически в каждом случае специалисты работают удаленно.
На первых порах веб-райтинг является для новичков больше подработкой, чем полноценной работой. Месячный заработок специалистов редко превышает 5 тысяч рублей. Если же говорить об оплате за одну статью, то вознаграждение зависит от объема текста.
Веб-райтерам, как и большинству копирайтеров и рерайтеров, платят за каждую 1 000 символов, т. е. за буквы, знаки препинания и т. д. В этот список могут входить и пробелы, но чаще они не считаются.
У новичков ценник небольшой, примерно от 20 рублей за 1 000 символов. Например, за эту статью начинающий веб-райтер получил бы около 250–300 рублей. Через пару-тройку месяцев цену можно увеличить раза в 1,5–2. А через год-два веб-райтеры нередко берут по 60–100 рублей за 1 000 символов. В месяц у них выходит около 25–35 тысяч рублей.
Опытные специалисты, при условии, что они все время практикуются и развивают свои навыки, могут брать оплату выше 120 рублей за 1 000 символов и зарабатывать от 40 000 рублей. Но для этого им желательно найти постоянного заказчика, чей сайт они и будут пополнять статьями.
Плюсы и минусы профессии
Переходим к достоинствам и недостаткам специальности, ведь они являются неотъемлемой частью любой деятельности. Первыми рассмотрим плюсы:
- Свободный график, который специалист составляет самостоятельно.
- Есть возможность переквалифицироваться в копирайтера, у которого карьерных перспектив больше.
- Удаленный формат работы, веб-райтеры могут писать из дома, в поездке или даже на улице.
- Начать работать можно без денежных вложений.
- Нет строгих требований по поводу образования.
- Можно совмещать веб-райтинг с другой деятельностью или официальной работой.
А теперь поговорим про недостатки профессии:
- Первое время зарплата веб-райтеров небольшая.
- Большое количество конкурентов.
- Финансовая нестабильность, в одном месяце заработок может достигнуть 30 000 рублей, а в другом лишь 5 000 рублей. К тому же приходится все время искать заказчиков, и непонятно, найдутся ли они завтра или нет.
- В случае болезни, беременности и других обстоятельств никто ничего выплачивать не станет. Веб-райтеры не могут надеяться на соцобеспечение.
- Новичкам приходится работать на рейтинг, если они берут заказы на бирже, а также пополнять свое портфолио, чтобы заказчики их заметили.
Обучение на веб-райтера
Веб-райтингу в университетах не учат, но могут подойти, например, филологические и лингвистические направления. Однако и это необязательно, так как работодатели крайне редко требуют дипломы.
Многие начинающие специалисты предпочитают обучаться самостоятельно с помощью различного материала, который можно найти в интернете, и практики. Так действительно можно повысить свои навыки и знания, постепенно улучшая профессиональный уровень. Правда такой способ занимает немалое количество времени.
И все же, если вы захотите обучаться без помощи посторонних, то я могу вам посоветовать книги, полезные для веб-райтеров:
- Д. Шардаков “Копирайтинг с нуля”;
- Т. Чакрян “Пишу и продаю”;
- Н. Галь “Слово живое и мертвое”;
- Д. Халилов “Метод скользкой горки”;
- Д. Каплунов “Копирайтинг массового поражения”;
- Е. Ермакова “Эмоциональный копирайтинг”;
- Д. Кот “Копирайтинг: как не съесть собаку”;
- А. Никольская, А. Маншина “Пиши легко!”;
- П. Панда “Тексты, которым верят”;
- У. Зинсер “Как писать хорошо”.
Но если вы хотите как можно быстрее закончить обучение, да к тому же получить практические знания и навыки, то лучше выберите онлайн-курсы. Это более эффективно. Как таковых курсов по веб-райтингу нет, однако вместо них имеются программы для копирайтеров, которые тоже подойдут:
- Копирайтинг от А до Я 2.0 – Skillbox.
- Копирайтер: расширенный курс – Нетология.
- Кузница бизнес-авторов – Школа Сергея Трубадура.
- Цех копимаркетологов – Школа Сергея Трубадура.
- Коммерческий автор – TexTerra.
- Профессия Копирайтер с нуля до PRO – Skillbox.
- Онлайн-курс копирайтинга – Международная школа профессий.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные вопросы, касающиеся профессии веб-райтер: в чем ее суть, какая разница между героем сегодняшней статьи и копирайтером, сколько специалист может зарабатывать, где и в каком формате он работает. Надеюсь, что смогла подробно вам рассказать про эту специальность.
К новичкам не предъявляют невыполнимых требований, поэтому практически каждый человек, умеющий грамотно составлять слова в предложения, может попытаться освоить эту профессию. А если она понравится, можно попробовать себя в роли копирайтера.
Всего доброго, и еще увидимся!