Приветствую вас, будущие и действующие создатели игровых миров!
Профессия разработчик игр находится на стыке творчества и технических навыков. Специалисты могут воплотить в жизнь свои задумки, создать целую вселенную со своими законами, персонажей и фэнтезийных существ.
Грамотных работников компании быстро расхватывают, что делает профессию востребованной и высокооплачиваемой. При этом освоить ее могут представители смежных направлений IT-мира. Необязательно быть опытным программистом, чтобы стать гейм-девелопером.
Сегодня я подробно расскажу, кто такой разработчик игр, что он делает, на какие виды подразделяется, какими навыками и личными качествами должен обладать, сколько зарабатывает, как им стать и где учиться.
Основы профессии разработчик игр
Говоря про разработчика игр или, как его еще называют, гейм-девелопера и game developer, надо уточнить, что имеется два определения.
В широком смысле разработчиками игр называются все специалисты, которые так или иначе были причастны к созданию игрового проекта. Ими могут быть:
- аниматоры;
- тестировщики;
- геймдизайнеры;
- 3D-моделлеры;
- бэкенд- и фронтенд-разработчики;
- графические и UI-дизайнеры;
- копирайтеры и сценаристы;
- художники;
- композиторы и звукорежиссеры;
- и многие другие.
Все они могут входить в команду разработчиков и по отдельности считаться гейм-девелоперами. Вместе специалисты являются единым механизмом, который придумывает концепцию игры, создает ее, тестирует и выпускает, выбирает способы монетизации и т. д.
Современные 2D- и 3D-игры весьма сложны, их не сравнить с той же “Змейкой”. Некоторые проекты требуют не одного, не пятерых и даже не десятка, а куда большего количества специалистов. Однако командный состав может меняться в зависимости от масштаба компании и проекта.
И, конечно, в некоторых случаях все роли может брать на себя один работник. Например, если он является сотрудником маленькой фирмы, объем работы небольшой, а финансирование слабое. Однако подобное встречается нечасто.
А в узком смысле под разработчиком игр понимается программист, который пишет программный код, используя определенный язык программирования и игровой движок. Он создает концепцию и прототип игры, визуальные элементы и механику. Также специалист является ключевым звеном, которое соединяет между собой других работников.
В этом случае разработчик тоже является частью команды. Но он занят только игровым движком и написанием кода и не берет на себя тестирование, создание диалогов персонажей или работу над музыкальным сопровождением.
Обобщая все вышесказанное, простыми словами можно сказать, что разработчик игр – это специалист, трудящийся над созданием игрового продукта, сцен и персонажей. Он берет отдельные элементы и создает из них новый “живой” мир, наполненный людьми и другими придуманными существами. Практически всегда гейм-девелопер работает в команде, занимаясь только строго оговоренными задачами, которые входят в его зону ответственности.
Список обязанностей разработчика зависит от того, как понимает эту профессию работодатель. Если он считает game developer универсальным солдатом, то тогда специалисту нужно будет выполнять десяток разнообразных задач.
А если работодатель видит в гейм-разработчике только программиста, то новый сотрудник будет лишь писать код и использовать различные игровые движки, например, Unreal Engine или Unity. Однако даже работая в команде, специалисту все равно стоит знать особенности каждого этапа создания, тестирования и продвижения игр.
Гейм-разработчики могут создавать как компьютерные игры, так и продукты для мобильных устройств. Однако чаще гейм-девелоперами называют именно тех людей, которые разрабатывают проекты для компьютеров. А со смартфонами и планшетами чаще работают разработчики мобильных приложений.
Обязанности специалиста
Как я уже говорил, один специалист может решать сразу все задачи, заниматься чем-то одним либо совмещать обязанности пары-тройки работников. Нельзя дать точный список функций гейм-разработчика, так как он зависит от конкретной компании.
Если же говорить о ключевых задачах гейм-девелопера, которые помогут ему создать с нуля игровой проект, то ими являются:
- Работа с движками Unity, Unreal Engine, CryEngine и другими.
- Создание игровых персонажей.
- Программирование уровней.
- Проработка сценариев взаимодействия героев.
- Выстраивание архитектуры игры.
- Написание кода и его оптимизация для более высокой скорости загрузки и меньшего потребления ресурсов.
- Создание игрового функционала.
- Работа с материалами и текстурой.
- Настройка визуала, создание игровых объектов и фона.
- Внедрение плагинов и инструментов для рекламы, аналитики и т. д.
- Создание игровой логики.
- Взаимодействие с командой разработчиков.
- Работа над общей концепцией и идеей игры.
- Участие в переговорах с клиентами.
- Работа над сценарием игры.
- Создание простого и привлекательного интерфейса.
- Разработка внутриигровых механик.
- Подбор и добавление эффектов и анимации.
- Интеграция игры на платформу для монетизации.
- Тестирование готового продукта, внесение коррективов и дополнений при необходимости.
Этот перечень можно назвать стандартным набором задач разработчика игр.
Во время поиска работы внимательно читайте текст объявлений потенциальных работодателей. И прежде чем откликаться на вакансию, подумайте, готовы ли вы брать на себя все перечисленные обязанности, или, может, лучше поискать другое объявление.
Классификация разработчиков игр
Каждый из перечисленных ниже специалистов может причислять себя к гейм-разработчикам. Все они выполняют отдельные функции, но цель у них одна – создать понятную и интересную игру, которая будет востребованной у целевой аудитории.
Итак, кто же входит в команду гейм-девелоперов:
- Game designers. В их обязанности входит создание правил и логики игры. Геймдизайнеров можно назвать режиссерами, которые продумывают основную идею проекта, героев и визуал игрового мира.
- UI game designers. Если интерфейс игры удобный и привлекательный – поблагодарите за это UI-дизайнеров. Они подбирают цветовую гамму и шрифты, решают, где расположить кнопки, каким будет меню и т. д. Эти специалисты первыми “встречают” игроков и отвечают за то, чтобы пользователям с первых секунд нравилась игра.
- Animation developers. Оживляют персонажей и другие объекты. Благодаря аниматорам герои могут плакать и смеяться, двигаться и танцевать. Также специалисты занимаются тем, что, например, заставляют реки течь, а траву шевелиться от ветра.
- Тестировщики. К ним в руки попадает уже практически готовая игра. Специалисты тестируют ее, проверяя на наличие ошибок и багов, дают свою экспертную оценку по поводу удобства, скорости и корректности работы. Если при проверке были обнаружены проблемы, то тестировщики возвращают проект разработчикам для доработки.
- Graphics programmers. От их работы зависит насколько качественной будет картинка на различных устройствах. Специалисты оптимизируют игры, чтобы графика на любом экране выглядела максимально четкой, красивой и реалистичной.
- Gameplay developers. С помощью таких языков, как, например, C++ и C#, специалисты занимаются механикой игры. От них зависит непосредственный игровой процесс.
- Backend developers. В их обязанности входит все, что касается внутренней структуры продукта. Бэкенд-разработчики отвечают за работоспособность игры, делают так, чтобы данные корректно и быстро обработались на сервере.
- Audio Developers. Отвечают за все звуки игры: музыкальное сопровождение, голоса персонажей, различные эффекты, звуки нажатия клавиш и многое другое.
- Engine developers. Занимаются созданием программных инструментов, утилит и других ПО, которые упрощают работу членов команды гейм-разработки.
- DevOps developers. Благодаря их работе пользователи могут играть онлайн с другими реальными людьми. DevOps-инженеры налаживают связь со сторонними сервисами и разрабатывают внутреннюю сеть игры.
- AI Developers. Все, что касается искусственного интеллекта, берут на себя эти специалисты. Благодаря их работе пользователи могут играть с компьютером, как с живым человеком.
- Сценаристы. Как и в любой другой сфере, сценаристы в гейм-индустрии отвечают за историю. Специалисты создают интересный сюжет, придумывают персонажей и наделяют их характером, прописывают диалоги и т. д.
Конечно же, это не все участники группы разработчиков. Количество членов в команде зависит от масштаба проекта и компании. Чем меньше работников трудится над созданием продукта, тем больше задач берет на себя каждый из сотрудников.
Требования работодателей
Со стороны может показаться, что деятельность гейм-разработчика – это работа мечты. На самом деле причастность к гейм-индустрии вовсе не означает, что специалисты целыми днями “зависают” в играх. Напротив, они много трудятся, чтобы другим пользователям нравился игровой процесс.
Стать гейм-девелопером за один вечер не получится. И все из-за длинного перечня требований, которые предъявляют работодатели. Как и в случае с обязанностями, точные hard и soft skills нужно узнавать непосредственно у представителя компании, в которой вы хотите работать. Но сейчас я хочу перечислить основные навыки и знания специалистов.
Итак, гейм-разработчик должен:
- Уметь писать простой и понятный код.
- Знать минимум один язык программирования.
- Уметь строить игровой процесс.
- Понимать физику и математику.
- Уметь разрабатывать шейдеры.
- Разбираться в игровых жанрах и их особенностях.
- Знать английский язык.
- Уметь оптимизировать игры под различные устройства.
- Разбираться в ИТ-сфере.
- Уметь работать со структурами данных.
- Знать основы компьютерного моделирования.
- Обладать навыком рисования от руки.
- Уметь работать с игровыми движками.
- Знать основы ООП.
- Понимать логику игровых процессов.
- Иметь навык разработки уникальных персонажей.
- Знать основы дизайна.
- Уметь настраивать взаимодействие между героями игры.
- Знать SQL и MySQL.
- Иметь навык разработки элементов геймплея.
- Знать основы анимации.
- Уметь работать со звуком.
- Знать среды разработки.
- Уметь тестировать готовый продукт.
- Разбираться в каждом этапе создания игровых продуктов.
- Уметь работать в команде и находить общий язык с другими специалистами.
- Обладать навыком создания игровых сцен.
- Уметь пользоваться Git.
- Понимать, как работают компьютеры и сети.
- Уметь подстраивать продукт под потребности целевой аудитории.
Кроме навыков и знаний, для гейм-разработчика также имеют большое значение и личные качества. Без них не получится эффективно выполнять свою работу.
Soft skills гейм-девелоперов являются:
- стрессоустойчивость и адаптивность;
- ответственность;
- усидчивость;
- лидерские качества;
- развитое воображение;
- творческая жилка;
- настойчивость и целеустремленность;
- математический склад ума;
- обучаемость;
- коммуникабельность;
- инициативность;
- внимательность к деталям;
- художественный вкус.
Также разработчикам-новичкам не помешает игровой стаж. Плюс нужно любить гейм-индустрию и игры, чтобы хотеть посвящать им все рабочее время.
Перспективы и заработная плата
Разработчики игр являются весьма востребованными специалистами. Только на одном из сайтов размещено не менее 1 500 вакансий от различных компаний. Более того, профессия становится все популярнее, ведь количество геймеров увеличивается, целевая аудитория расширяется, а это значит, что пользователям необходимы игровые продукты.
Устроиться на работу можно в:
- студии разработки, которые создают и продвигают игровые проекты;
- IT-компании;
- организации сферы развлечения и СМИ;
- маркетинговые агентства и т. д.
Для гейм-разработчиков удобнее работать в офисе организации, которая сможет обеспечить специалистов всем необходимым, в том числе компьютерами и ПО. Также начинающие смогут трудиться бок о бок с более опытными коллегами, у которых можно спросить совета. В некоторых случаях работодатели позволяют специалистам работать удаленно.
Помимо этого, работая на компанию, вы будете получать фиксированную зарплату. Для поиска вакансий необходимо использовать такие площадки, как, например, HeadHunter, Superjob или Rabota.ru.
Это относится к штатным сотрудникам. А есть еще и фриланс. Разработчиков-фрилансеров меньше, чем тех, кто работает на компании. Тем не менее задания для них имеются. Они размещены на биржах фриланса, например, Kwork или FL.
Фрилансеры должны сами обеспечить себя устройством (чаще всего они используют личный ПК), программным обеспечением и всем остальным необходимым. В то же время они самостоятельно решают, какие заказы брать, по какому графику работать и со сколькими работодателями сотрудничать.
При работе на фрилансе обязательно нужно иметь портфолио с лучшими проектами. Заработать получится от пары тысяч до 40 000 рублей за задание.
Доход штатных сотрудников зависит в первую очередь от того, на какой карьерной ступени находятся специалисты:
- Стажеры. Это новички, чаще всего студенты, которые хотят перенять опыт старших коллег и разобраться в специфике профессии. Начинать лучше именно с этой ступени. Заработок стажеров начинается от 20 000 рублей.
- Junior. Это следующая ступень. Джуниор-разработчики – это тоже начинающие специалисты, однако они, в отличие от стажеров, уже имеют некоторые знания и навыки, знают один язык программирования, умеют работать с каким-либо игровым движком, а также способны решить несложные технические задачи. Заработок junior начинается от 40 000 рублей.
- Middle. Это уже опытные специалисты, которых не нужно контролировать. Они способны решать задачи среднего и высокого уровня сложности, знают минимум два языка программирования, а также хорошо ориентируются в инструментах какого-либо игрового движка. За 3–4 года работы мидлы научились не только сами писать код, но и исправлять его. Также они занимаются аналитикой и тестированием готового продукта. Зарплата специалистов начинается от 80 000 рублей.
- Senior. Это высшая ступень. Эти специалисты полностью самостоятельные, они берут на себя задачи любой сложности, принимают важные для проекта решения, а также несут ответственность за игровой продукт. Доход сеньоров, которые проработали в индустрии не менее 5 лет, начинается от 200 000 рублей.
Указанные сроки, после истечения которых можно перейти на следующую ступень, примерные. Повышение по карьерной лестнице может пройти как раньше, так и позже. Чтобы сократить этот период, нужно постоянно развиваться, изучать новые языки программирования и игровые движки.
Помимо стажа, на заработок специалистов влияет также наличие знаний и навыков, список задач, масштаб компании-работодателя и географическое расположение рабочего места.
Что касается перспектив, то гейм-разработчик может попытаться стать техническим директором или тимлидом. Плюс можно переквалифицироваться и перейти в смежную область деятельности. Другой вариант – открытие собственного бизнеса.
Плюсы и минусы профессии
Теперь давайте кратко выделим преимущества и недостатки, которые сопровождают работу гейм-разработчиков. Плюсами профессии являются:
- Заработная плата выше среднего.
- Высокий спрос на услуги гейм-разработчиков.
- Работать можно в штатном режиме и на фрилансе.
- Есть возможность уйти на “удаленку”.
- Гейм-разработчики выполняют интересные и творческие задачи.
- Есть возможность переквалифицироваться в специалиста смежной области.
- Стабильность, карьерный рост и перспективы.
- Доступность образования.
А негативными моментами являются:
- Необходимость постоянно развиваться и расти в профессии, следить за современными трендами сферы.
- Сложно попасть на работу в крупные компании.
- Сидячий образ жизни, что негативно сказывается на здоровье.
- Высокая конкуренция.
- К специалистам предъявляется немалый перечень требований, которые постоянно меняются.
- Возможны частые стрессовые ситуации.
- Необходимо подстраиваться под требования заказчика.
Как стать разработчиком игр
Как и в случае любой другой деятельности, чтобы освоить основы гейм-разработки и стать специалистом по этому направлению, надо учиться. Существует несколько возможных вариантов учебы, и каждый выбирает свой путь становления профессионалом.
В первую очередь я должен упомянуть вузы и высшее образование. Конкретно факультета гейм-разработки в университетах пока нет, однако можно выбрать другие технические направления, связанные с программированием.
Другой вариант – это самостоятельное обучение. Сложно его советовать, так как тяжело стать профессионалом после просмотра бесплатных видео на Ютуб и чтения литературы. Поэтому лучше, если вы используете ресурсы из интернета в качестве дополнительного материала к основному обучению.
В этом случае могу порекомендовать вам следующие книги по гейм-разработке:
- Д. Хокинг “Unity в действии”;
- Д. Шелл “Геймдизайн”;
- Д. Денисов “Разработка игры на Unity”;
- Д. Бонд “Unity и C#. Геймдев от идеи до реализации”;
- В. Уточкин, К. Сахнов “Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих”;
- О. Максименкова, Н. Веселко “Программирование в Unreal Engine 5 для начинающего игродела”;
- А. Куксон, Р. Даулингсока, К. Крамплер “Разработка игр на Unreal Engine 4 за 24 часа”.
Намного эффективнее будет пройти обучение в онлайн-школе. Образовательные площадки предлагают множество вариантов программ для гейм-разработчиков:
- Профессия Разработчик игр на Unity – Skillbox.
- Гейм-дизайнер – Нетология.
- Разработчик игр на Unity – Нетология.
- Разработчик игр на Unreal Engine – GeekBrains.
- Разработчик игр на Unity – GeekBrains.
- Онлайн-курс создания игр – Irs.Academy.
- Разработчик игр на Unity – SkillFactory.
Еще один вариант – это стажировка в компании или студии. Но обычно организации не берут к себе совсем “зеленых” новичков без каких-либо знаний. Поэтому этот путь актуален для студентов-программистов, выпускников онлайн-школ или тех, кто хоть немного знаком с языками программирования и игровыми движками.
Заключение
В сегодняшнем обзоре мы рассмотрели все основные вопросы: в чем особенность деятельности гейм-разработчиков, чем они занимаются, что им нужно знать и уметь, в чем состоят плюсы и минусы профессии. Надеюсь, что после прочтения статьи вы сможете определиться, стоит ли вам становиться разработчиком игр или нет.
Заядлые геймеры и все остальные любители игр могут считать, что эта специальность простая и легкая. Однако на самом деле, чтобы стать профессионалом, надо много учиться, да и после придется совершенствоваться и следить за тенденциями.
А как вы относитесь к этой профессии? Расскажите в комментариях!
Увидимся на страницах блога YoursNetWork.ru!