Спичрайтер: кто это такой, что он делает, что должен знать и уметь, сколько зарабатывает и где работает

На чтение
46 мин.
Просмотров
82
Дата обновления
24.03.2025
Кто такой спичрайтер
Спичрайтер – это наемный сотрудник, который создает по заказу работодателей тексты для публичных выступлений. И без определения можно понять суть профессии, так как дословный перевод термина означает “написание речи”. Если говорить простыми словами, то спичрайтер является человеком, который пишет тексты. Но не стоит путать его с копирайтером – специалистом, тоже создающим текстовый материал, хотя во многом эти две профессии похожи. Можно сказать, что спичрайтер – это копирайтер высочайшего мастерства и квалификации. На нем лежит огромная ответственность, так как ораторы произносят его слова во время публичных выступлений, и даже малейшая ошибка может повлиять на репутацию известной личности. Поэтому специалист тщательно взвешивает каждое употребляемое им слово, перепроверяет факты, цифры и названия, исключает двоякое толкование высказываний. Если аудитория во время выступления спикера заметит какую-либо ошибку в его речи, это может привести к краху карьеры. А это, в свою очередь, повлечет за собой неутешительные последствия для спичрайтера. В лучшем случае ему не заплатят и уволят, а в худшем – его признают профнепригодным, и он больше не сможет оставаться в профессии. Чаще всего тот, кто оплачивает услуги специалиста, и является спикером, т. е. тем, кто и будет произносить речь на публике. Чем значительнее персона, тем больше людей трудится над ее речью. Так, например, в команде спичрайтеров президента работает не менее 40 человек. Группа специалистов может неделями работать над созданием одной речи. Для начала проходят переговоры с заказчиком, который выдвигает свои требования. Спичрайтер при написании текста должен учитывать не только их, а еще и особенности аудитории: ее интересы, возраст, пол, тип мероприятия и выступления. Помимо этого, также необходимо не просто сделать хорошую речь, но еще и так стилистически ее оформить, чтобы она подходила оратору. Важно включить в текст слова и выражения, характерные для конкретного человека. Черновик должен одобрить заказчик. Если у него есть замечания, спичрайтер корректирует речь и дорабатывает ее. Как только она будет готова, специалист помогает заказчику отрепетировать выступление, чтобы тот мог правильно ее произнести, грамотно расставить акценты и паузы. Спичрайтеры могут совмещать несколько ролей. Кроме создания речей, они еще иногда берут на себя деловую переписку нанимателя, пишут посты в социальных сетях и другие тексты для размещения их в интернете. Это тоже весьма ответственно. Не столь важно, какой именно текстовый материал создает специалист: бизнесмену для официального сайта его компании или политику для дипломатического выступления. В любом случае необходимо, чтобы готовая работа была написана убедительно и информативно, но при этом интересно и увлекательно. Можно добавлять в текст юмористические детали и шутки, только если это будет уместно и грамотно. Цель выступлений – сформировать правильное впечатление аудитории. И насколько будет убедительным оратор, зависит от спичрайтера. Думаю, уже понятно, что это очень ответственная, важная и даже элитарная профессия. Однако чаще всего имена специалистов остаются неизвестными. Они всегда за кулисами, вот поэтому их и называют серыми кардиналами. “Теневые” работники чаще всего сотрудничают с политиками, звездами шоу-бизнеса, спортсменами, крупными бизнесменами и другими лицами, слова которых имеют вес в определенном кругу. Но спичрайтеры могут брать заказы и от более “мелкой рыбы”. Например, некоторые пишут речи для защиты дипломных работ и диссертаций. Или создают тексты для стендап-выступлений, такую работу тоже можно назвать услугой спичрайтера.Должностные обязанности специалиста
Должностные обязанности, которые также являются этапами работы над речью, включают в себя следующие пункты:- Встреча с работодателем.
- Составление структуры и плана будущей речи.
- Анализ целевой аудитории.
- Анализ речи заказчика.
- Непосредственное создание речи.
- Предоставление черновика клиенту для согласования.
- Внесение окончательных правок.
- Репетиция речи с заказчиком.
Направления спичрайтинга
Существует несколько способов разделения спичрайтинга, т. е. написания текстов для публичных выступлений, на категории. Но я предлагаю вам наиболее популярную классификацию, которая включает в себя три вида:- Политический. Это создание речей для представителей органов государственной власти и политических партий.
- Социально-общественный. Работа с деятелями различного формата, имеющими определенную популярность в узких кругах, медийными личностями и спортсменами, заказчиками из некоммерческих и общественных организаций, отраслевых объединений, торгово-промышленных и других палат.
- Деловой. В качестве клиентов выступают бизнесмены, топ-менеджеры, представители различных компаний и коммерческих организаций, юридические лица, участники бизнес-клубов и деловых союзов.
- официальные обращения;
- заявления и доклады;
- приветственные речи;
- поздравления, соболезнования и благодарности;
- телеграммы и деловые письма;
- ноты;
- резолюции;
- тексты для публикации;
- меморандумы;
- тексты к презентациям;
- декларации;
- пояснения и комментарии;
- послания;
- пресс-релизы;
- рекомендации;
- и многие другие.
Необходимые знания, навыки и личные качества
Спичрайтер – это далеко не самая простая и доступная профессия. Стать им нелегко, особенно учитывая, сколько всего должен знать и уметь специалист. В длинный список его hard skills, т. е. профессиональных навыков, входит:- Знание психологии, приемов НЛП и других техник влияния.
- Умение употреблять в речи шутки, афоризмы, цитаты, фразеологизмы и другие средства выразительности.
- Знание в совершенстве литературного русского языка.
- Навык составления тезисов и планов.
- Знание основ истории и экономики.
- Умение выражать собственные и чужие мысли.
- Обладание обширным словарным запасом.
- Знание основ политологии и социологии.
- Умение стилистически оформить текст.
- Навык оратора.
- Знание сферы деятельности работодателя.
- Умение работать в команде.
- Навык адаптации текста под манеру, стиль и другие речевые особенности заказчика.
- Умение собирать и анализировать информацию.
- Навык расстановки акцентов.
- Умение правильно воспринимать критику.
- Знание основ пиара.
- Умение хранить тайны.
- Владение искусством риторики.
- Знание социальных и бизнес-процессов.
- Умение определять и анализировать целевую аудиторию.
- ответственность и надежность;
- коммуникабельность;
- творческая жилка, креативность и чувство юмора;
- стрессоустойчивость;
- внимательность, скрупулезность и усидчивость;
- уверенность в себе;
- рассудительность, эрудированность и грамотность;
- исполнительность и продуктивность;
- обучаемость.
Заработная плата, место работы и карьера
Спичрайтинг называют прибыльным делом. В чем-то это высказывание является правдивым. Опытные спичрайтеры, которые пишут речи для крупных бизнесменов, известных политиков и спортсменов, действительно могут получать от 120 000 рублей и выше. Однако среднестатистический специалист получает гораздо меньше – примерно от 35 до 70 тысяч рублей. А зарплата новичков еще ниже – от 20 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии
А сейчас давайте разберем достоинства и недостатки деятельности. Вы их уже встречали в тексте, но теперь я кратко их выпишу. И начну я с плюсов:- Творческое направление деятельности. Нужно уметь мыслить за рамками шаблонов, быть креативщиком, вдохновителем и генератором идей. Скучно спичрайтерам точно не бывает.
- Возможность быть в кругу известных личностей. Специалисты могут общаться с популярными персонами и влиятельными людьми, приобретать полезные знакомства.
- Высокая заработная плата. Да, новички получают не так много, однако дорасти до высокооплачиваемого специалиста возможно.
- Самореализация и самосовершенствование. Можно улучшить собственные навыки, продвинуть свои идеи в массы, повысить самооценку и уверенность в себе.
- Есть возможность переквалифицироваться в смежную сферу деятельности. Например, стать пиарщиком, журналистом, писателем и т. д.
- Ненормированный график работы. Иногда приходится трудиться над одним текстом часами, не отрываясь.
- Частые стрессовые ситуации, в основном возникающие из-за огромной ответственности.
- Заказчик может сразу не одобрить речь, поэтому придется вносить много правок.
- Высокие требования не только к знаниям и умениям специалиста, но и к его личным качествам.
Обучение спичрайтингу
На сегодняшний день в высших учебных заведениях на спичрайтеров не учат. Но высшее образование все же может понадобиться при приеме на работу в крупные компании и государственные организации. Можно выбрать одно из гуманитарных направлений: журналистику, политологию, филологию, культурологию, психологию, социологию и т. д. Часто в профессию приходят из смежных областей деятельности. Нередко спичрайтерами становятся журналисты, менеджеры по рекламе, специалисты по связям с общественностью, политтехнологи, копирайтеры, пиарщики, сотрудники дипломатических ведомств или спецслужб. Для спичрайтеров крайне важна практика. Необходимо постоянно тренироваться и пробовать свои силы в написании речей. Поэтому, если устроиться на работу мечты не получилось, нужно найти пусть даже низшую должность в PR-агентстве или СМИ. Главное – это получить возможность тренироваться. Плюс необходимо изучать PR-технологии, психологию, ораторское искусство и копирайтинг. На обучение может уйти от 2 лет и более. Начинающим могут быть полезны следующие книги для развития навыков и получения знаний:- Д. Карнеги “Как влиять на людей и выработать уверенность в себе, выступая публично”;
- Р. Гандапас “Камасутра для оратора”;
- К. Бредемайер “Черная риторика: Власть и магия слова”;
- М. Умаров “PR в реальном времени”;
- Б. Пиз, А. Пиз “Новый язык телодвижений”;
- Н. Зверева “Я говорю – меня слушают”;
- С. Ллойд-Хьюз “Как стать блестящим оратором”;
- Р. Чалдини “Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся”.
- Голос и речь: как говорить убедительно – Нетология.
- Мастер сильных презентаций – Skillbox.
- Искусство речи: устной и письменной – Уроки легенд.
- Спичрайтер – Новый бизнес университет.
Советы начинающим
И напоследок несколько полезных рекомендаций для новичков, желающих войти в мир спичрайтинга:- Обучайтесь и самосовершенствуйтесь. К счастью, сегодня в интернете размещено множество видеоуроков, книг и других полезных материалов, которые содержат ценную информацию. Плюс найдите профессиональные группы и сообщества в социальных сетях и мессенджерах, где старшие коллеги делятся своим опытом.
- Следите за новостями. Экономика, психология, политика, культура, маркетинг, реклама и т. д. – вы должны быть в курсе последних событий этих сфер. У вас обязательно должен быть широкий кругозор.
- Получайте высшее образование по смежной специальности. Проще всего стать спичрайтером с помощью перехода в эту сферу из журналистики, рекламы или политтехнологий.
- Заводите полезные знакомства. Посещайте тематические мероприятия, подходите знакомиться первыми, берите визитки, ненавязчиво старайтесь напоминать о себе.
- Учитесь быть стрессоустойчивым. Спичрайтинг всегда связан с большой ответственностью и стрессом, поэтому эмоционально неустойчивым людям, не умеющим спокойно реагировать на критику, тем, кто все воспринимает близко к сердцу, не место в этой сфере деятельности.
- Практикуйтесь. Как можно больше и чаще. А потом читайте свои черновики вслух, улучшая ораторские способности.
Заключение
Я завершаю обзор, из которого вы узнали:- Кто такой спичрайтер – специалист, создающий на заказ речи для публичных выступлений.
- Из каких этапов состоит его деятельность: переговоры с заказчиком, составление плана, анализ целевой аудитории и речи клиента, написание текста и предоставление его работодателю, внесение правок, помощь спикеру с репетицией.
- Что такое спичрайтинг, т. е. непосредственное написание речи, и на какие виды он делится: политический, социально-общественный, деловой.
- Какие умения, знания и личные качества основополагающие: навык написания грамотного текста и разбавления его средствами выразительности, знание основ психологии, пиара и русского языка, умение выражать свои и чужие мысли, собирать и анализировать информацию, плюс ответственность, надежность, стрессоустойчивость, внимательность и эрудированность.
- Сколько стоят услуги спичрайтера: старт от 30 000 рублей в среднем, но зарплата у опытных специалистов может превышать и 120 000 рублей.
- Какие главные плюсы и минусы есть у профессии: высокая зарплата, возможность находиться в кругу влиятельных личностей, творческая направленность деятельности, а также частые стрессовые ситуации, ненормированный рабочий день и высокие требования к кандидатам.
- Как можно стать специалистом: переквалифицироваться из смежной сферы деятельности, начинать с PR-агентств, самостоятельно обучаться + приобретать опыт, например, на фрилансе, а также пройти курс.
- И что нужно учитывать новичкам: не прекращать учиться и совершенствоваться, больше тренироваться писать речи, прокачивать стрессоустойчивость и заводить полезные связи по мере возможности.
0 Комментариев
Комментариев на модерации: 0
Оставьте комментарий