Приветствую всех, кто интересуется гейм-разработкой!
Причастные к миру игр нередко говорят, что им интереснее создавать собственные вселенные, чем играть в них. Это увлекательнее, можно контролировать каждый этап разработки, внося в него свои изменения. Однако не нужно заблуждаться, процесс работы не будет сплошным весельем. Это такой же труд, как и любая другая деятельность.
Чтобы стать геймдизайнером, необходимо не только любить игры, но еще и обладать рядом навыков и умений. К тому же важно быть упорным, креативным, усидчивым и ответственным, иметь богатое воображение и широкий кругозор.
И сейчас мы подробнее рассмотрим эту профессию. Я расскажу, кто такой геймдизайнер, чем он занимается, сколько зарабатывает, как им стать и где учиться, в чем состоят плюсы и минусы работы.
Особенности профессии
Геймдизайн можно назвать процессом разработки плана игры. В него входят концепция, принципы, стили и дизайн, за которые отвечает конкретный работник – главный герой сегодняшней статьи. Геймдизайнер, он же game designer – это специалист, разрабатывающий законы, по которым будут жить персонажи, физику и правила игры, игровую механику.
Ему нужно учитывать все нюансы, а также мнение целевой аудитории, чтобы в результате получился увлекательный и погружающий в атмосферу проект, который еще и принесет своим создателям хорошую прибыль.
При этом игра должна оставаться актуальной не один год, если интерес к ней вскоре угаснет, то геймдизайнер не справился со своей работой. Плюс необходим баланс, игра не должна быть слишком простой и скучной, но и сложной ей быть тоже нельзя. Из-за всего этого геймдизайнеру важно обладать психологическими навыками для предугадывания желаний потребителей.
Для того чтобы по максимуму выполнять свои задачи, специалисту необходимо ответить на следующие вопросы:
- почему геймеру понравится игра, что его увлечет;
- какие эмоции будет испытывать пользователь на различных этапах и уровнях;
- какие задачи и конечные цели будут стоять перед игроком, чем закончится игра;
- в чем будут состоять усложнения игры, как сделать каждый уровень трудным, но проходимым, а самые первые простыми, но интересными;
- как и с помощью чего поддерживать интерес геймеров.
В небольших компаниях геймдизайнер берет на себя сразу несколько направлений, отвечая и за общий мир игры, и за продюсирование, и за взаимодействие проекта с аудиторией. А в крупных корпорациях у каждого специалиста свой строго ограниченный список задач и обязанностей.
Геймдизайнер не создает художественные образы и не занимается технической разработкой. За это отвечают другие члены команды, в числе которых программисты, художники и т. д.
Геймдизайнер же должен контролировать их работу, чтобы был сохранен общий концепт. Он следит за соответствием проекта задуманной идее. Поэтому ему приходится вникать во все этапы разработки и каждую деталь, а также понимать, что и как делают другие участники группы.
Геймдизайн совмещает в себе творчество и техническую составляющую. Без первой или второй части невозможно профессионально выполнять свою работу. Поэтому специалист должен и в технических тонкостях разбираться, и обладать эстетическим вкусом.
Геймдизайнер нередко сталкивается с различными проблемами, которые он должен решить. К примеру, ограниченный бюджет, в рамках которого нужно реализовывать проект, или недостаток времени на разработку, тестирование и устранение ошибок. К тому же заказчик и работодатель может в последний момент изменить требования к игре, и это тоже нужно учитывать. Все это приводит к стрессам, с которыми нужно уметь справляться.
Основные понятия гейм-разработки
Геймдизайн связан с тремя составляющими: механикой, динамикой и эстетикой. Предлагаю рассмотреть их все.
Механикой игры называются правила и способы, по которым осуществляется взаимодействие игрока и персонажа. Например, перемещение в пространстве, внутренние ресурсы, которые герой собирает, обменивает и т. д., взаимодействие персонажей друг с другом и геймеров с другими геймерами, удары во время сражений и многое другое.
Что касается динамики, то ее можно назвать реализацией механики на практике, то, как она будет действовать в процессе игры. Чем больше событий происходит и чем разнообразнее у игрока выбор, тем динамичнее считается игра.
А третий пункт – это эстетика. Данное направление связано с эмоциями, которые испытывает геймер во время игрового процесса и взаимодействия с другими игроками.
Еще я хотел бы поговорить с вами насчет игрового баланса. Это важное понятие, которое выражается в своеобразном равновесии. Если говорить простыми словами, то у каждого игрока должен быть шанс одержать победу вне зависимости от того, какого персонажа он выберет. Если два героя находятся на одинаковом уровне, но у одного из них есть преимущество, то это значит, что игровой баланс страдает.
Еще одно важное понятие – дизайн уровней. Это проектирование игровой среды, в которой геймерам будет интересно и увлекательно играть. Чем лучше спроектирован дизайн уровней, тем привлекательнее будет весь проект.
Обязанности специалиста
Задачи геймдизайнера во многом зависят от работодателя. Чем меньше компания, тем больше у специалиста обязанностей. В некоторых организациях геймдизайнер выполняет функции еще и других работников, например, менеджеров проектов и продюсеров.
Но я могу выделить перечень основных задач, которые встречаются в вакансиях чаще всего. Итак, обязанностями геймдизайнера являются:
- Создание концепта и его корректировка при необходимости.
- Составление плана игры.
- Анализирование игрового рынка.
- Продумывание механики, графики, геймплея и игрового баланса.
- Определение целевой аудитории, которая заинтересуется проектом.
- Выбор способов монетизации и продвижения.
- Защита авторских прав.
- Составление концепт-документа и дизайн-документа, в которых содержится вся информация об игре.
- Создание питча, т. е. презентации для инвесторов и партнеров, предназначенной для того, чтобы впечатлить зрителей и заинтересовать игрой.
- Предоставление помощи другим членам команды разработчиков.
- Контролирование соблюдения сроков.
- Проектирование игрового опыта.
- Конструирование динамики игры.
- Продумывание дизайна уровней.
- Контролирование всех этапов разработки, координирование действий участников команды.
- Тестирование игрового проекта и доработка игры в случае выявления багов и ошибок.
- Разработка игровых систем.
- Проектирование игровой среды.
Повторюсь, что это лишь примерный список обязанностей. Более точный можно узнать только у работодателя.
Знания, умения и личные качества работника
Для того чтобы выполнять свои обязанности на профессиональном уровне, необходимо обладать рядом знаний и умений:
- Знание основных платформ, для которых создаются игры.
- Понимание интересов и особенностей поведения целевой аудитории.
- Умение создавать игровых персонажей.
- Навык написания дизайн-документа и концепт-документа.
- Умение вносить изменения в проект в процессе разработки.
- Знание английского языка.
- Умение создавать игровые системы.
- Навык аналитического мышления.
- Умение генерировать идеи.
- Знание игровых механик.
- Умение работать с документами.
- Знание основ аналитики и статистики.
- Умение доносить информацию до других специалистов.
- Навыки тестировщика.
- Умение работать в команде.
- Владение навыками программирования.
- Знание основ психологии.
- Умение работать с игровыми движками.
- Навыки сценариста.
- Умение мыслить концептуально.
- Организаторские навыки.
- Знание основ типографики.
- Навык ведения переговоров.
- Способность выполнять несколько задач одновременно.
- Навык планирования задач.
- Знание игрового рынка.
- Умение писать технические задания.
- Навыки тайм-менеджмента.
- Знание теории игр.
- Умение подстраиваться под изменения.
Не стоит забывать и про личные качества, которые важны так же, как и hard skills, т. е. умения и знания. Soft skills, или гибкими навыками, геймдизайнера являются:
- коммуникабельность;
- логическое мышление;
- организованность;
- пунктуальность;
- художественный вкус;
- эрудированность;
- нестандартное мышление;
- эстетический вкус;
- внимательность к деталям;
- любовь к компьютерным играм;
- креативность;
- лидерские качества;
- обучаемость;
- богатое воображение;
- гибкость.
Классификация геймдизайнеров
Специалисты подразделяются на несколько видов в соответствии с их специализацией. Расскажу об основных видах геймдизайнеров:
- Нарративный дизайнер.
Он занимается тем, что создает логичную и сбалансированную игровую вселенную, делает так, чтобы повествование и сюжет не противоречили механике игры. Благодаря ему история органично сочетается с игровыми правилами и принципами. Чаще всего тесно сотрудничает со сценаристом.
- Дизайнер уровней.
Специалист разрабатывает игровые уровни и продумывает каждый их нюанс. Он создает окружение, игровых существ, укрытия, маршруты, освещение и т. д., определяет сложность и условия прохождения, чтобы переходить от уровня к уровню игру было интересно.
- Дизайнер игрового баланса.
Этот человек является экспертом в области математического расчета. Он отвечает за то, чтобы каждый элемент игры находился в равновесии с другими деталями. Например, специалист может заниматься внутриигровой экономикой, чтобы у героев была возможность собрать ресурсы и купить на них оружие, армию и т. д. Или геймдизайнер должен сделать так, чтобы у всех игроков были равные шансы на победу.
- Дизайнер игровой механики.
Это одна из важнейших специализаций. Работник отвечает за взаимодействие геймеров и игры. Пользователям должно быть увлекательно и понятно играть: уровни достаточно сложные, чтобы вызвать у пользователей интерес и азарт, но при этом игра не должна становиться невыполнимой.
- Дизайнер систем.
Специалист занимается технической стороной. Он делает вычисления, на основе которых будут разрабатываться игровые объекты и механики. Также системный геймдизайнер сосредотачивается на какой-либо системе, например, на создании аватара, процессе прокачки и т. д. Иногда системному геймдизайнеру достаточно заниматься не всей системой, а чем-то меньшим, к примеру, определенными типами заклинаний.
- Контент-дизайнер.
По названию понятно, что специалист занимается контентом, наполняя им игровой мир. Благодаря его работе вселенная игры приобретает свою историю, получает интересные квесты и диалоги, обрастает различными объектами.
Крупные корпорации предпочитают нанимать узкоспециализированных специалистов, которые отвечают за какое-то одно направление. А вот небольшие организации, наоборот, чаще выбирают универсальных геймдизайнеров, которые могут выполнять разноплановые задачи.
Зарплата и место работы
Геймдизайнеры могут пойти по одному из трех путей. Первый – это создание собственного проекта и поиск инвесторов, второй – работа в штате компании, а третий – фриланс.
В первом случае специалист собирает команду, вместе с которой он разрабатывает и продвигает игру. Дальше нужно найти покупателей и инвесторов. Второй вариант более традиционный. Надо лишь составить портфолио и резюме, а после отправить их в крупные компании и ждать отклика. Фрилансеры же ищут краткосрочные или долгосрочные заказы, выполняют их и получают свои вознаграждения.
Если специалист выбрал работу в штате, то он может найти вакансию на таких агрегаторах, как HeadHunter, SuperJob или даже Авито. А фрилансеры ищут заказы на биржах, например, на Kwork, Workzilla, FL или Freelance.
Больше всего заказчиков и компаний-работодателей находится в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах вакансий намного меньше. Однако фрилансеры работают дистанционно, да и в некоторых случаях организации тоже предлагают штатным сотрудникам возможность работать в удаленном формате.
Прибыль гейм-разработчиков, которые решили создать и продвигать собственный проект, практически не имеет верхней границы. Если проект понравится инвесторам, то получить можно сотни тысяч рублей. Однако добиться такого результата сложно из-за высокой конкуренции. Более того, у большинства вовсе не получается заработать хоть что-то. Можно даже уйти в минус. Поэтому подобный вариант – это большой риск.
Зарплату фрилансеров рассчитать сложно, так как она зависит от портфолио специалиста, его опыта и навыков. Привлечь внимание заказчиков очень трудно. Новички в большинстве своем зарабатывают мало, около 10–20 тысяч рублей в месяц. В случае благоприятного исхода можно стать более высокооплачиваемым фрилансером с доходом от 40 000 рублей в месяц и выше.
Что касается штатных сотрудников, то их заработная плата зависит от профессионального уровня. Доход стажеров небольшой, всего 15–20 тысяч рублей. Начинающие геймдизайнеры уровня junior получают до 40 000 рублей, а middle-специалисты примерно от 50 до 80 тысяч рублей. Что касается senior, то они зарабатывают около 120 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии
А теперь рассмотрим достоинства и недостатки специальности. Начнем с плюсов:
- Возможность работать удаленно.
- Геймдизайнеры раскрывают свой творческий потенциал и реализовывают креативные идеи.
- Высокий уровень дохода у опытных специалистов.
- Профессию можно освоить с нуля благодаря многочисленным онлайн-курсам.
- Несколько вариантов формата работы.
А недостатками профессии являются:
- Начинающие специалисты мало зарабатывают.
- Фриланс и создание собственной игры – это очень рискованные варианты занятости.
- Новичкам без опыта сложно найти работу.
Обучение на геймдизайнера
Новички могут обучиться на геймдизайнера несколькими способами. Первым вариантом является получение высшего образования. Благодаря вузу можно получить ценную теоретическую информацию и диплом в конце обучения. Подходящими направлениями являются “Геймдизайн”, “Разработка компьютерных игр и приложений”, “Информационные технологии в дизайне”, “Разработка игровых вселенных”, “Технологии разработки компьютерных игр” и другие.
Минусом этого варианта может стать недостаточное количество практики. Восполнять эти пробелы придется самостоятельно.
Другой способ обучения – это занятия на онлайн-курсах. Уроки проходят под руководством опытных преподавателей, студенты много практикуются, а в конце нередко получают дипломы и сертификаты. Примерами хороших курсов геймдизайна являются:
- Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO – Skillbox.
- Геймдизайнер – XYZ School.
- Гейм-дизайнер – Нетология.
- Разработчик игр на Unity – GeekBrains.
- Профессия Нарративный дизайнер – Skillbox.
- Профессия геймдизайнер – Contented.
Третий вариант – самостоятельное обучение. Это неплохой способ знакомства с игровой индустрией. Однако глубоко изучить геймдизайн не получится, тем более, если вы не отличаетесь усидчивостью и терпеливостью. Но почитать тематическую литературу не помешает. К примеру, вам могут быть полезны такие книги:
- Т. Сильвестр “Геймдизайн”;
- Д. Шелл “Геймдизайн”;
- К. Клеметти “Мастера геймдизайна”.
Новички могут совместить все три варианта. К тому же, какой бы вы способ не выбрали, без практики не обойтись. И нет лучшей практики, чем создание собственных игровых проектов. Можно собрать свою команду, найдя единомышленников, или пойти на стажировку в компанию, разрабатывающую игры.
Заключение
Итак, сегодня мы говорили про геймдизайнера и узнали, кто это и чем он занимается, что специалист знает и умеет, каков размер его зарплаты, а также где можно получить необходимое обучение. Кроме того, в статье были представлены описания основных понятий геймдизайна, классификация геймдизайнеров, плюсы и минусы профессии.
И в России, и за рубежом рассматриваемая в статье специальность весьма востребованная. Да, новичкам нелегко получить желаемую должность, однако со временем можно дорасти до старшего специалиста с высокой зарплатой.
Также вас могут заинтересовать и другие наши публикации о профессиях: “Разработчик игр”, “Визуализатор”, “Менеджер проектов” и т. д.
Еще увидимся на блоге YoursNetWork.ru!