Приветствую вас, друзья!
Немало людей считает, что жизнь была бы проще и интересней, если бы в ней действовали такие же правила, как и в компьютерных играх. Конечно, подобное невозможно. Не в наших силах, например, “сохраниться” во время какого-либо момента, чтобы при необходимости вернуться в определенный день и час.
Однако элементы игры можно внедрить в неигровые сферы и процессы. К примеру, в бизнес или образование. Благодаря этому повышается эффективность внутренних и внешних процессов, улучшается взаимодействие и влияние на клиентов, коллектив сближается, информация усваивается лучше и т. д. Задачу по внедрению игровых составляющих берет на себя специалист, о котором пойдет речь в статье.
Сегодня я расскажу, кто такой геймификатор, что он делает, что должен знать и уметь, сколько получает специалист и как им стать.
Основы профессии геймификатор
Перед тем как начать разбираться, в чем заключается суть профессии геймификатор, давайте определимся с термином “геймификация”. Это применение различных игровых элементов и форм в неигровых средах и сферах.
К примеру, сеть быстрого питания в своем приложении добавила простую игру. Первые уровни доступны всем, а вот чтобы пройти дальше, надо совершить покупку, после которой открывается новый уровень. Кажется, что это мало повлияет на продажи, но на самом деле подобная “уловка” весьма эффективна.
Или другой пример. Платформа для чтения и покупки книг начисляет бонусы пользователям за каждое их действие. Написал отзыв, приобрел книгу, прочитал произведение – получил баллы в копилку. При накоплении определенного количества бонусов пользователю назначается статус, а за него – призы.
Целями геймификации могут быть:
- усиление мотивации и вовлеченности персонала в рабочие процессы;
- повышение продаж;
- привлечение новых потребителей;
- улучшение атмосферы внутри коллектива;
- усиление сплоченности сотрудников;
- повышение лояльности и доверия клиентов и покупателей к бренду, компании или продукту;
- упрощение процесса запоминания информации;
- формирование определенных привычек;
- и многие другие.
В зависимости от целей геймификацию подразделяют на внутреннюю, внешнюю и направленную на изменение в поведении. Первая категория относится к сотрудникам компании, вторая – к клиентам, а третья может иметь отношение и к тем, и к другим, и даже к самому себе.
К примеру, можно использовать различные приложения для того, чтобы мотивировать себя заниматься спортом или не откладывать дела на потом. В подобных приложениях пользователям выдаются награды за каждое выполненное задание, предлагается сыграть в новый уровень игры, дается возможность бросить вызов друзьям, сравнивая достижения, и т. д. Кроме того, можно наглядно увидеть свой прогресс.
Еще, бывает, в детских центрах делают “музыкальные лестницы”. Наступая на ступеньки, которые могут быть раскрашены в виде клавиш пианино, посетители слышат звуки. Так детей с юного возраста приучают ходить по лестницам, а не пользоваться лифтами.
Геймификация может даже использоваться для улучшения экологической ситуации. Например, среди отделов компании можно устроить соревнование: кто больше посадит деревьев. Победителям – призы. Такие мероприятия имеют и другую цель – сплочение коллектива.
Также для борьбы с мусором придумывают различные “умные” мусорки. Например, после того как человек выкинул что-то в нее, он слышит долгий звук падения. Невольно ты задерживаешься, чтобы услышать, как мусор коснется дна.
Для вышеперечисленных целей могут использоваться полноценные игры, квесты, командные соревнования и испытания, коллективные тренинги и упражнения, тестирования или отдельные элементы, например, уровни, бонусы или баллы, статусы и т. д. В результате рутинные и скучные процессы превращаются в нечто интересное и увлекательное.
Разумеется, можно пойти более простым путем, к примеру, использовать премии для сотрудников и скидки для клиентов. Однако это временная мера, а геймификация направлена на постоянное воздействие.
Всем этим и занимается геймификатор. Наконец мы добрались до этого специалиста. Если говорить простыми словами, то геймификатор – это человек, который использует игры для достижения различных целей как своих, так и работодателя. Он должен разбираться в игровых элементах, инструментах геймификации и человеческой психологии.
Геймификатор может работать практически во всех сферах деятельности, ведь возможности для применения геймификации очень широкие. Ее используют в том числе такие крупные компании, как Сбербанк, Burger King, Лента, Microsoft, Литрес и другие.
Важный момент: геймификатор не создает игры или их элементы, а только придумывает, как их применить и занимается непосредственным внедрением. А создание игр, разработку сценариев и механик берет на себя другой специалист, который называется игропрактиком.
Геймификатор должен учитывать, что участники игры обязаны получить свои вознаграждения и обратную связь. Необходимо, чтобы за каждым их действием следовала какая-либо реакция, например, прошли уровень – получили бонус. Плюс нужен соревновательный элемент.
Что еще должен учитывать специалист? Ему необходимо придерживаться следующих правил:
- Участие в игре – только на добровольной основе.
- Понятные и простые правила.
- Возможность для участников попробовать что-то новое в привычной среде.
- Постепенное усложнение и развитие игры.
- Возможность для игроков каким-либо образом взаимодействовать с другими участниками.
Однако геймификация – это не решение всех проблем. Необходимо помнить, что если человек не заинтересован в компании, продукте или бренде, то никакие игры не заставят его обратить на них внимание.
Обязанности специалиста
А теперь давайте подробнее разберем, чем именно занимается геймификатор. В список его задач включены следующие пункты:
- Проведение исследований и определение целей геймификации для каждого конкретного случая, нужно ли вообще компании внедрять игровые механики.
- Подбор команды помощников.
- Анализ целевой аудитории, члены которой и станут участниками игры.
- Продумывание возможных вариантов развития событий.
- Подбор подходящих игровых техник, элементов, инструментов и вознаграждений.
- Непосредственное внедрение процессов геймификации.
- Управление вниманием и удержание вовлеченности игроков.
- Сбор обратной связи от участников игры.
- Анализ результатов, полученных после внедрения игр в процесс.
- Внесение корректировок при необходимости.
Однако это лишь примерный перечень обязанностей геймификаторов. Точный список можно узнать только от работодателей. Некоторые из них еще требуют того, чтобы специалист сам создавал игры или отдельные игровые элементы.
Требования работодателей
Профессия геймификатор предполагает, что специалист одновременно будет обладать креативностью и творческой жилкой, а также способностью к анализу и планированию. Чтобы геймификатор успешно выполнял свои обязанности, ему необходимо обладать рядом навыков и знаний:
- Знание основ психологии, понимание потребностей и мотивации пользователей.
- Умение собирать данные и делать выводы.
- Способность мыслить нестандартно.
- Знание игровых техник, элементов и инструментов.
- Умение понятно, коротко и информативно доносить информацию до слушателей и объяснять им правила игры.
- Понимание основ геймдизайна.
- Аналитические навыки.
- Понимание особенностей процесса создания игр, игровых механик и элементов.
- Умение заинтересовать аудиторию и удержать ее внимание.
- Способность принимать решения в нестандартных ситуациях.
- Знание основ менеджмента и маркетинга.
- Умение работать в команде.
- Навыки планирования.
- Знание игровых жанров.
Если же говорить о личных качествах, то главными для геймификатора являются:
- коммуникабельность;
- широкий кругозор;
- ответственность;
- внимательность к деталям;
- стрессоустойчивость;
- аналитический склад ума;
- креативность;
- системное мышление.
Обладая всеми вышеперечисленными навыками, знаниями и личными качествами, специалист сможет качественно и эффективно решать рабочие задачи.
Заработок и место работы
К сожалению, в России профессия геймификатор не распространена. Ее значимость и востребованность только набирают обороты. Поэтому с поиском работы могут возникнуть небольшие сложности.
Чаще всего обязанности геймификатора ложатся на плечи различных менеджеров, концепт-директоров, геймдизайнеров, HR-специалистов, руководителей отделов, предпринимателей и других специалистов.
Тем не менее геймификаторы все же требуются в различных сферах:
- маркетинге;
- финансовой сфере;
- социальных проектах;
- геймразработке;
- сфере продаж;
- спорте;
- мобильной и веб-разработке;
- политической сфере;
- туризме и гостиничном бизнесе;
- образовании;
- и многих других.
От места работы и масштаба компании-работодателя во многом зависит заработная плата геймификаторов. Однако на доход еще влияет и опыт специалистов. Так новички получают примерно 30–50 тысяч рублей в месяц, работники с опытом от 3 лет зарабатывают около 60 000–80 000 рублей, а некоторые “продвинутые” геймификаторы имеют зарплату выше 100 000 рублей.
Искать предложения о работе можно на агрегаторах вакансий, например, на HeadHunter или Rabota.ru, досках объявлений Авито или Юла, а также на биржах фриланса Kwork, FL, Freelance и других.
Заказчики и работодатели не всегда ищут именно “геймификаторов”, нередко в вакансиях указывается игрофикатор или игропрактик, однако подразумевается геймификатор. Поэтому изучать вакансии стоит внимательно.
Специалисты могут работать и в офисе, и удаленно.
Достоинства и недостатки профессии
Перед тем как остановить свой выбор на той или иной профессии, стоит изучить ее плюсы и минусы. У геймификаторов они, разумеется, тоже имеются. Достоинства следующие:
- Высокая заработная плата.
- Профессия творческая, предполагает решение разнообразных и интересных задач.
- Можно работать в различных сферах деятельности.
- Небольшая конкуренция.
- Профессиональные навыки могут пригодиться и в личной жизни.
- Возможность работать и в офисе, и удаленно.
А минусами являются:
- Низкая востребованность, вакансий немного.
- Список обязанностей меняется от работодателя к работодателю. Некоторые просят не только внедрять игровые элементы в рабочие процессы, но и самостоятельно их создавать.
- Необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, следить за современными веяниями и интересами общества.
Обучение: онлайн-курсы по геймификации
Нередко геймификаторами становятся геймдизайнеры, понимающие, как влиять на пользователей, а также знающие игровые механики. Также часто в эту профессию переходят психологи. Но если вы хотите освоить специальность с нуля, тогда вам будет необходимо пройти обучение.
В вузах профиля “геймификация” нет. Однако можно обратить внимание на такие направления, как “Разработка компьютерных игр”, “Геймдизайн и виртуальная реальность”, “Программирование игр” и аналогичные.
Намного эффективнее пройти онлайн-курсы по геймификации. На них подается только полезная информация, ничего лишнего. Кроме того, опытные преподаватели обеспечивают студентов практикой и обратной связью. Плюс некоторые онлайн-школы выпускают учеников с портфолио и дипломами, а также предоставляют помощь с трудоустройством.
Лучшими курсами для геймификаторов являются:
- Геймификатор – Skillbox.
- Геймификация – 4brain.
- Игрофикация как инструмент бизнеса – Нетология.
- Геймификация обучения – CG Education.
Заключение
Итак, сегодня мы узнали все о специальности геймификатор: кто это, что он делает, какие требования к нему предъявляют работодатели, сколько зарабатывает специалист и как им стать. Возможно, это ваша будущая профессия? Для того чтобы получить необходимые знания и навыки, можете пройти онлайн-курсы, которые я перечислил выше.
Также на нашем блоге имеются обзоры других профессий, например, “Кто такой PR-менеджер”, “Профессия разработчик игр” и т. д.
Желаю удачи, и еще увидимся на YoursNetWork.ru!